Как Nike и adidas воюют из-за трикотажных кроссовок

Почти 20 лет назад Nike приступил к разработке обуви, которая теперь обеспечивает комфорт и максимальную эффективность для спортсменов. В действительности результаты плодотворной работы породили противостояние, стоимость которого достигает сотни тысяч долларов, если не миллионов, и длительную, незаканчивающуюся тяжбу. Внутри ультра-секретной штаб-квартиры Nike в Орегоне (США) эта обувь — результат многолетних интенсивных исследований и разработок, и расходов, которые $86-миллиардный спортивный гигант мог и не возместить.

В феврале 2012 года Nike дебютировали с тем, что на тот момент считалось важнейшей инновационной разработкой в яростной конкурентной борьбе внутри мультимиллиардного рынка спортивной обуви. Это были кроссовки Flyknit.

Новая технология предусматривала использование трикотажной пряжи для производства легкой и практически бесшовной верхней части кроссовок. В добавок к формоустойчивости и точности посадки, текстильный верх обуви Flyknit — первых в мире сникеров, верхняя часть которых состоит из цельного материала, а не из сшитых частей — в результате привел к практически безотходному производству. И это новшество окупилось. За последние 5 лет продажи кроссовок, изготовленных по инновационной технологии Flyknit, принесли производителю без малого 1 миллиард долларов США.

За дебютом Nike последовало еще одно поразительное открытие: собственная разработка текстильной обуви от adidas. Представив свою новинку Primeknit как «первую в своем роде беговую обувью», ее технология предусматривает механическое плетение слитой пряжи для получения цельной верхней части кроссовок — экологическое производство, которое позволяет снизить расход сырья, тем самым уменьшить до минимума отходы.

В то время, пока топ-менеджеры adidas в своих пресс-релизах рассказывали о времени, потраченном на новую разработку, которая заняла более 3-х лет, и пока они же «тихо размышляли на тему возможных объемов производства» по технологии Primeknit, никто не подозревал, что их ждало на самом деле… Никто, наверное, кроме Nike.

Схожесть новинки adidas с их американским конкурентом была очевидной. Немецкий производитель назвал Primeknit «одним из самых захватывающих и перспективных изделий». Nike назвал новинку копией.

Почти сразу же после релиза Primeknit последовал иск о нарушении патентных прав Nike, в котором американский производитель требовал незамедлительного запрета для производства и продажи Primeknit в Германии. «Nike владеет сильнейшим инновационным наследием и является лидером в сфере разработки и дизайна обуви», – было заявлено в связи с подачей иска. «Наши патенты являются фундаментом нашего лидерства, и мы решительно их защищаем».

В августе 2012 года, незадолго после завершение церемонии Олимпийский игр, где были представлены оба бренда трикотажной обуви, местный суд Нюрнберга удовлетворил требование Nike и запретил adidas производство, рекламу и продажу кроссовок Primeknit. Тем не менее, эта победа была краткосрочной.

Представители adidas утверждали, что технология производства, которая используется для изготовления текстильной обуви обоих производителей, известна с 1940-х годов, и поэтому не может принадлежать Nike. Более того, adidas назвали Европейский патент Nike (EP 1571938 — an upper for an article of footwear that includes a textile) таким, который не соответствует условиям патентования, и вскоре им удалось это доказать.

 

После проведенной экспертизы суд согласился с аргументами adidas и признал патент американского производителя недействительным, поскольку эта технология была не новой, что автоматически позволяло производить Primeknit на законных основаниях. И это было лишь начало схватки…

К концу 2012 года оба производителя трикотажных кроссовок начали продажи в США. Ожидая еще один иск от Nike, т.к. патенты последнего в США все еще были действительными, adidas решил идти на опережение, не дожидаясь действий конкурента. Отыскав наиболее уязвимые места в патентной защите, adidas попытались оспорить 4 патента из прочих, которые охраняли дизайн и технологию Flyknit.

В основу аргументации немецкого производителя легли общеизвестные сведения об использовании похожих Flyknit технологий, в том числе запатентованные ранее разработки. В результате в 2014 году еще один патент Nike (US7347011 — a method of manufacturing the article of footwear) был признан недействительным.

 

После этого поражения американский производитель подал 118-страничную апелляцию, где утверждал, что его разработки являются инновацией в сфере обувного производства, изобретенной Nike, и своеродным «квантовым скачком» в индустрии. В результате решение было пересмотрено, и в октябре 2017 года действие патента было восстановлено. Но, неудовлетворенный adidas подал свою апелляцию — с целью пересмотреть такое решение.

Тем временем, Nike затеял еще одно $10-миллионное судебное разбирательство, обвинив своих бывших топ дизайнеров, после их ухода в adidas, в сговоре и краже конфиденциальной информации. В своей 50-страничной жалобе Nike утверждал: Denis Dekovic, Marc Dolce и Mark Miner перешли к adidas в нарушение заключенных контрактов, передали adidas информацию о планах Nike (прим. ред. — коммерческую тайну), предварительно взломав штатный ноутбук. Утверждалось, что adidas якобы перекупил дизайнеров в обмен на всю информацию, которую они передавали последние несколько лет. Кроме этого, adidas, согласно жалобе Nike, согласился предоставить дизайнерам юридическую поддержку и покрыть судебные издержки «если Nike когда-нибудь их разоблачит».

Судебный спор был разрешен в июне 2015 года — в течение 6 месяцев с его начала, — путем заключения мирового соглашения. Тогда же Denis Dekovic, Marc Dolce и Mark Miner начали работать над новым проектом adidas — Brooklyn Creator Farm, который был официально запущен летом 2017 года.

Эта битва крупнейших производителей стала значительной для индустрии. В связи с постоянными патентными спорами, она позволила понять глубину раздора в данной сфере — между двумя гигантами. Здесь каждый отдельный спор Nike и adidas является частью более крупной игры, за которой стоит соперничество иных масштабов — спор из-за «украденного» сотрудника, и в то же время из-за «скопированной» пары трикотажных кроссовок.

Читать еще:

Adidas и Puma спорят за дизайн фирменной подошвы

Борьба за трикотажный дизайн – Nike против Skechers

Про коллаборации, Adidas, договоренности по переписке и $50 млн

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com.Выход / Изменить )

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter.Выход / Изменить )

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook.Выход / Изменить )

Connecting to %s