«Я – настоящая одесская вещь» или танцы с бубном под аккордеон

Benya & Zubrik — популярный отечественный бренд, не лишенный юмора и оригинального подхода к дизайну. Множество восторженных комментариев, сотни шеров, десятки тысяч лайков — в центре внимания провокационные принты: «LOUIS BIDON», «CHAVEL», «GUSSI», «KINZA».

Но у нас тут серьезные юридические темы, поэтому затронем и правовую сторону всего этого неповторимого одесского юмористического дизайна. Ведь все хорошо в этих принтах, почти все… Кроме нарушенных прав интеллектуальной собственности, в том числе некоторых норм конкурентного законодательства.

Да, кстати, сегодня будем играть в «ассоциации». Правила игры простые — загадывать ничего не нужно, за основу берем один из принтов, а лучше — каждый по очереди, и придумываем ассоциацию. А еще будем играть в имитацию, устанавливать сходство используемых обозначений и, конечно же, шутить.

Начнем с принта «Louis Bidon», который ассоциируется с чем? Правильно — с известным брендом Louis Vuitton. Или, например, принт «Gussi» — прямая отсылка к бренду Gucci. В принципе, с остальными принтами вопросов не должно возникнуть, все довольно просто. Вдобавок применим правила, установленные для определения сходства обозначений, и проведем небольшой следственный эксперимент.

При определении сходства словесных обозначений учитывается звуковая, визуальная и смысловая схожесть. За пример возьмем смешной принт «Gussi» и сравним с торговой маркой Gucci. Обратите внимание, принт выполнен оригинальным фирменным шрифтом, который используется брендом для обозначения торговой марки на товарах, витринах магазинов, в рекламе и т.п. Вот вам для сравнения оригинал.

При этом оба обозначения имеют одинаковое количество слогов, количество гласных и согласных букв, одинаковое ударение, порядок написания латиницей, совпадение элементов обозначения и многое другое в целом. Единственное отличие обозначений — в подмене букв латинского алфавита. Впрочем, такое отличие не может быть признано существенным в силу явных признаков сходства.

Указанные выше признаки сходства по аналогии можно применить и к остальным принтам.

Они настолько похожи с оригинальными торговыми марками, что их можно спутать и ввести потребителя в заблуждение. Или просто спутать, что все равно влечет некоторые юридические последствия.

На практике такое сходство определяется специальным термином — имитация (прим. торговой марки). Проблема подражателя заключается в том, что имитация подразумевает заимствование репутации хорошо известного бренда.

К чему это все? А к тому, что использованием торговой марки считается не только ее применение в той форме, в которой она зарегистрирована, но и в форме, которая отличается лишь некоторыми элементами, в целом, не имеющей существенных отличий. Вот незадача.

*Бренды Louis Vuitton, Chanel, Gucci, Kenzo являются зарегистрированными на территории Украины торговыми марками.

С принтом «Chavel» вообще хохма. Помимо прямой ассоциации с общеизвестным брендом Chanel, в принте банально использован оригинальный логотип. В данном случае, даже не придется доказывать сходство и проводить долгосрочную судебную экспертизу — простой обыватель с седьмого километра сможет установить идентичность (тождественность) использованной торговой марки.

*Логотип Chanel зарегистрирован в виде торговой марки более чем в 50 странах мира. В частности в США, Канаде, Китае, Австралии, Новой Зеландии, Сингапуре, Израиле, странах Европы, Азии, СНГ, в том числе в Украине.

Попытки оправдать это пародией в силу юмористического характера используемого обозначения не будут иметь успеха, поскольку законодательство Украины в сфере защиты прав на торговые мари не содержит таких понятий. Поэтому правообладатели известных торговых марок (прим. Louis Vuitton, Chanel, Gucci, Kenzo) имеют все основания для защиты нарушенных прав в установленном порядке (взыскание убытков, изъятие контрафакта и прочие страшные слова).

Но и это еще не все. Конкурентное законодательство Украины содержит одну немало важную норму, в соответствии с которой запрещается неправомерное использование чужих обозначений в виде имени, коммерческого названия, торговой марки или похожих на них обозначений. Однако это уже совершенно другая история

Андрей Бондаренко